Красим сами

Выбор цвета окраски помещения зависит, конечно, от вкуса проживающих в нем людей, однако во всех случаях надо принимать во внимание назначение, размер и форму комнаты. Нужно также иметь в виду, что различные цвета неодинаково реагируют на свет: некоторые цвета хорошо отражают его, другие, наоборот, поглощают.

 

Красим сами

Рис. 1. Приготовление красок: А — добавление олифы в густотертую масляную краску; Б — нанесение первых штрихов краски; В — подбор цвета красок при помощи стекла.

 

Светлая окраска бледного тона стен и потолка как бы удаляет их, комната кажется больше, чем она есть. При темных интенсивных цветах комната кажется меньше. Красный и оранжевый цвета раздражают глаза, и их нужно применять в небольшом количестве; голубой и светло-зеленый—успокаивающе действуют на зрение, комната, окрашенная в эти цвета, кажется просторнее. Для небольших комнат окраску следует делать как можно проще, допуская не более одного контраста цветов и соблюдая правило: темный цвет применять меньше, чем  светлый.

При отделке комнат широко применяется белый цвет, однако окрашенные белой краской поверхности выглядят скучно, «больнично». В небольших комнатах белый потолок подчеркивает маленькие размеры комнаты, поэтому лучше основной цвет стен делать светлым. Если комната слишком высокая по отношению к площади (а это часто случается, когда перегораживается большая комната), более темный основной тон стен как бы снижает потолок. Особое внимание следует уделить выбору цвета окраски детской комнаты. Здесь цвета должны быть яркими и контрастными.

Побелку потолков и стен лучше делать раствором, приготовленным из теста свежегашеной извести. Для прочности покрытия в раствор добавляют поваренную соль,  квасцы, хлористый кальций.

Побелочный состав готовится так.

В горячей воде растворяют отдельно соль из расчета 100—150г на ведро известкового раствора. В 5—6 л воды размешивают 3— 4кг известкового теста, выливают туда раствор соли и добавляют водой до получения 10л раствора. Если к этому известковому раствору добавить стойкий к щелочам пигмент (сухую краску), например охру, мумию или сурик, получится известковая краска. Пигменты могут быть порошкообразные или в виде пасты. Следует учитывать, Что известковая побелка имеет желтоватый оттенок и для придания ей белизны в раствор нужно добавить немного ультрамарина (синьки).

Для окраски оштукатуренных поверхностей внутри дома с успехом можно применять клеевые краски, для приготовления которых пригодны почти все пигменты таблицу. Для побелки помещения можно приготовить белый красочный состав по следующему рецепту: мел молотый— 1кг, ультрамарин — примерно 30—35г, столярный клей сухой — 60—80г, вода — до рабочей консистенции (около 3л). Примерно такое же количество материалов входит в красочные составы других цветов. Количество необходимых пигментов указано в таблице.

 

Рис. 2. Приемы окраски и хранение красок: А — окраска узких поверхностей; Б — окраска мебели на ножках; В — как предотвратить стекание краски с банки на пол; Г — способ избежать образования пленки на краске при хранении; Д — закрывание банки куском стекла при хранении.

 

Чтобы приготовить клеевую краску, отдельно замачивают в воде просеянный мел и сухие пигменты и доводят их до сметанообразного состояния. После тщательного перемешивания раствор пигментов процеживают через частое сито. Затем к меловому тесту добавляют небольшими частями пигмент. В случае, если краска готовится из нескольких пигментов, каждый из них нужно замачивать водой отдельно и вливать в посуду небольшими порциями.

Сухие пигменты добавлять не рекомендуется, они трудно размешиваются и могут испортить окраску. Перед вливанием клея проверяют цвет красочного состава. Для этого красят кусочек плотной белой бумаги или стекла и сушат. При необходимости добавляют цветную пасту  или меловой раствор.

Для закрепления красочного состава употребляют 10-процентный раствор столярного клея (100г на 1л воды), которого вводится столько, чтобы краска не пачкалась. Излишек клея может испортить краску, на поверхности появятся пятна и полосы. Залив клей, весь состав разбавляют водой до рабочей  консистенции.

Состав нормальной густоты должен равномерно стекать с мешалки тонкой струйкой. Если состав падает каплями и неравномерно распределяется на мешалке, это значит, что краска слишком густа, ее нужно немного разбавить водой. Жидкий состав оставляет на мешалке едва заметный след.

Как уже отмечалось, густотертую масляную краску перед употреблением необходимо разбавить олифой. На 1кг густотертой масляной краски берут от 150 до 600г олифы — это зависит от маслоемкости входящих в краску пигментов и требуемой густоты. В олифу можно добавлять скипидар или уайт-спирит, руководствуясь изложенными в начале этого раздела соображениями. Чтобы покрытие быстрее сохло, к указанному выше количеству краски нужно добавить 30—50г сиккатива.

Масляную краску разводят так: в чистую банку или ведерко накладывают густотертую краску, наливают олифу (примерно столько же по объему) и, тщательно перемешав (до однородности), проверяют густоту и цвет. Если хотят приготовить красочный состав из нескольких красок, каждую из них в отдельности разводят олифой до рабочей густоты, затем в основную краску понемногу добавляют другие, тщательно перемешивая.

Густоту краски можно считать нормальной, если она сливается с мешалки тонкой непрерывной струйкой. Правильно приготовленная краска ложится на поверхности ровным слоем, не дает потеков, следы от кисти при растушевке расплываются. Во время коротких перерывов в работе банку следует плотно закрывать, чтобы не попадали грязь и пыль. Во время работы краску следует периодически перемешивать.

При разведении следующей порции краски, особенно если она составляется из нескольких красок, бывает трудно точно подобрать цвет, соответствующий уже нанесенному покрытию. Задача упростится, если мазок вновь приготовленной краски нанести на стекло и, приставив его к окрашенной поверхности, сравнить цвета (рис. 1, В).

Масляную краску наносят ровным, широким мазком вдоль обрабатываемой поверхности, а затем растушевывают поперек мазка и окончательно красят снова вдоль. На вертикальной поверхности первый мазок делают вниз. Чем лучше растушевана краска, тем прочнее ее связь с поверхностью. Для получения гладких поверхностей большое значение имеет нанесение последних штрихов. На вертикальной поверхности последние штрихи наносят сверху вниз, при работах по дереву — вдоль волокон, при окраске полов — по направлению света, т. е. к окну.

Часто при окраске узких поверхностей (оконных переплетов, обвязки дверей, плинтусов) приходится избегать окрашивания соседних частей: стекла, стены и т. д.

В этих случаях надо воспользоваться куском жести, фанеры или картона в качестве защитного экрана (рис. 2, А).

Всякую краску надо наносить тонким,  равномерным слоем, особенно это относится к масляным краскам. Вместо одного толстого слоя всегда лучше нанести два или три тонких, высушивая каждый из них. Толстый слой краски будет неравномерно высыхать, и покрытие сморщится.

В качестве растворителя для эмалевых красок используют скипидар или уайт-спирит. Успех работы с эмалевыми красками зависит от тщательности подготовки поверхности. Лучше всего покрытия делать в два слоя. Первый, грунтовочный, слой надо наносить разжиженной скипидаром эмалевой краской (скипидара добавляют 30—40% по весу). Высохшую поверхность шлифуют пемзой с водой и покрывают вторым слоем из краски нормальной  густоты.

Для окраски металлических и деревянных предметов можно применять и нитрокраски. Поверхности под них подготовляют так же, как и при окраске масляными красками, но шпаклевку и грунтовку делают специальными, имеющимися в продаже нитрошпаклевками (АШ-24, АШ-30, МБШ) и нитрогрунтовками.

Нитрокраски выпускаются обычно в готовом для употребления виде.

В заводских условиях нитрокраски и лаки наносят при помощи специальных пистолетов-распылителей и краскопультов. Поверхность получается исключительно гладкой и однородной, что не всегда удается при работе кистью.

Добавить комментарий